Немного загадочной истории чакр
Для тех, кому интересно, стоит заметить, что в текстах Вед, как и в Йога Сутра Патанджали нет понятия «чакра». Ничего не сказано о количестве чакр, их местонахождения и соответствующего символизма.
Например, вот отрывок из «Йога Татва Упанишада» (Сущность Йоги), Кришна Яджурведа (примерно V век):
83. пусть в Сушумну войдёт сознание и дыхание йогина.
Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство – в этих пяти
Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство – в этих пяти
84. элементах, управляемых пятью божествами
нужно выполнить йогину пять концентраций (дхаран).
нужно выполнить йогину пять концентраций (дхаран).
85. От стоп до колен находится область Земли.
Земля – четырёхугольник жёлтого цвета с биджа-мантрой ЛАМ.
Задержав дыхание и концентрируясь на область Земли, читая мантры ЛАМ,
Земля – четырёхугольник жёлтого цвета с биджа-мантрой ЛАМ.
Задержав дыхание и концентрируясь на область Земли, читая мантры ЛАМ,
86. Медитируя на Бога Брахму – четырёхрукого, четырёхголового, золотого цвета,
пусть йогин выполняет дхарану два часа, задержав дыхание,
тогда он может контролировать элемент Земли.
пусть йогин выполняет дхарану два часа, задержав дыхание,
тогда он может контролировать элемент Земли.
87. Такой йогин никогда не погибнет от земли.
От колен до ануса находится область Воды:
От колен до ануса находится область Воды:
88. Вода – белый полумесяц, в котором находится слог ВАМ,
Задержав дыхание и концентрируясь на месте обитания Бога Варуны, читая мантру ВАМ,
Задержав дыхание и концентрируясь на месте обитания Бога Варуны, читая мантру ВАМ,
89. медитируя на четырёхрукого, подобного прозрачному хрусталю,
одетого в жёлтое одеяние, вечного Бога Нараяну,
одетого в жёлтое одеяние, вечного Бога Нараяну,
90. пусть задерживает дыхание два часа – тогда
йогин очищает свою карму и никогда не погибнет в воде.
йогин очищает свою карму и никогда не погибнет в воде.
91. От ануса до середины груди находится область Огня,
Огонь – треугольник красного цвета, в котором находится слог РАМ.
Огонь – треугольник красного цвета, в котором находится слог РАМ.
92. Задержав дыхание и концентрируясь на элементе Огня, читая мантру РАМ,
йогин медитирует на Рудру, трёхглазого,
похожего на взошедшее солнце, выполняющего желания,
йогин медитирует на Рудру, трёхглазого,
похожего на взошедшее солнце, выполняющего желания,
93. обсыпанного пеплом, незапятнанного,
пусть йогин концентрируется два часа – тогда он не погибнет в Огне
пусть йогин концентрируется два часа – тогда он не погибнет в Огне
94. и его тело, попав в костёр, не сгорит.
От середины груди до межбровья находится одласть Воздуха.
От середины груди до межбровья находится одласть Воздуха.
95. Воздух – шестиугольник с биджа-мантрой ЙАМ,
задерживая дыхание и концентрируясь в области воздуха, чиатя мантру ЙАМ,
задерживая дыхание и концентрируясь в области воздуха, чиатя мантру ЙАМ,
96. пусть йогин медитирует два часа на Ишвару, полного Знания, пребывающего везде,
тогда йогин будет летать в небе как ветер и не погибнет в Воздухе.
тогда йогин будет летать в небе как ветер и не погибнет в Воздухе.
97. От межбровья до макушки головы находится элемент Пространства,
98. Элемент Пространства – в виде дымчатого круга с биджа-мантрой ХАМ.
Задержав дыхание в области Пространства и читая мантру ХАМ,
Задержав дыхание в области Пространства и читая мантру ХАМ,
99. пусть йогин медитирует на Шанкару, Шиву, высшую точку сознания Махадэву,
Садашиву (Вечного Шиву), с телом подобным хрусталю, с месяцем в волосах,
Садашиву (Вечного Шиву), с телом подобным хрусталю, с месяцем в волосах,
100. десятируком, пятиголовом, трёхглазым,
держащим различное оружие, украшенном драгоценностями,
держащим различное оружие, украшенном драгоценностями,
101. половина тела которого Ума,
он исполняет все желания и является причиной всех причин.
Выполняя эту дхарану йогин может перемещаться в пространстве куда угодно.
он исполняет все желания и является причиной всех причин.
Выполняя эту дхарану йогин может перемещаться в пространстве куда угодно.
102. и в любом месте достигнет высшего самадхи.
Так нужно йогину выполнять пять дхаран,
Так нужно йогину выполнять пять дхаран,
103. от этой практики тело станет здоровым, смерть отступит от такого йогина,
и даже при растворении Вселенной он не исчезнет.
и даже при растворении Вселенной он не исчезнет.
Тут явно проявляются биджа – мантры. Что же касается энергетических центров, то в тексте мы ясно видим только грубое деление тела на пять частей:
1) от стоп до колен,
2) от колен до ануса,
3) от ануса до середины груди,
4) от середины груди до межбровья
5) от межбровья до макушки.
2) от колен до ануса,
3) от ануса до середины груди,
4) от середины груди до межбровья
5) от межбровья до макушки.
Подробные описания появляются позднее, например они уже есть в XV веке у Свами Пурнананды в его «Шат Чакра Нирупана» (Описание шести чакр), которые были всего частью из обширной и не опубликованной работы о тантрическом ритуале. В данном источнике видны законченные и вполне понятные описания чакр и практик с их развитием…
Практикуя йогу, мы уравновешиваем и согласовываем работу чакр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий